23:10 

Историческая справка

А в небе надо мной все та же звезда. Не было другой и не будет. ©
Место: Япония, Киото, Шимабара, гостиница "..."
Дата: май 1864 года

Прошло 10 лет с "открытия" Японии для иностранцев.

Начнем... Религии Японии на этот момент - были синто и буддизм. К вопросу политики данного момента имеет отношения именно синто.
Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками. Ками может существовать в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. После периода феодальных войн объединение страны, проведённое Токугавой Иэясу и установление военного правления привело к усилению позиций синто.

Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Тот факт, что страной император фактически не управлял, не имел значения — считалось, что японские императоры поручили управление страной правителям клана Токугава. В XVII—XVIII веках под воздействием трудов многих теоретиков, в том числе последователей конфуцианства, сложилось учение кокутай (буквально — «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император — живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

Одним из значимых моментов синто для политики явился следующий момент. Из людей круговорот ками затрагивает только японцев. Все остальные - варвары - не имеют внутреннего ками и самим нахождением на земле Японии оскверняют ее.


Теперь На данный момент устройство государства у нас несколько... ммм... мозаично, а власти - несколько запутано.

Начнем с начала. Японией правит император. Это древнейшая династия, она никогда не пресекалась. Император - это кровь, порода. На играемый вопрос времени функция императора - ритуальная. Не надо обольщаться - для этой страны и этой религии она принципиально важна. именно император - олицетворение Японии и "отец народа". Реальная власть над страной принадлежит сегуну и его администрации - бакуфу. Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка. Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».

Из истории сегуната нас интересуют две даты:
- 1192 год, когда Минамото Ёритомо получит титул сегуна и "сёгун" из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны. С этого момента реальное управление страной переходит к бакуфу.
- 1600 год - битва при Секигахаре, когда Токугава Иэясу разбил мятежные кланы. В этот момент было сильно подорвано влияние даймё (князей, предводителей кланов) и именно с этого момента "внешние" кланы полностью потеряли возможность влиять на политическую ситуацию в стране законным путем, подверглись экономическим репрессиям, подорвавшим благосостояние клана.

Прибытие "черных кораблей" коммодора Перри в 1853 году и подписание договоров 1854 году с США, Россией, Германией, Англией и Францией способствовали росту националистических и ксенофобских настроений, в то же время сочетавшихся с большим интересом к европейским наукам и технологиям. Именно в это время Япония вынужденно прекратила политику самоизоляции. Иностранцы приобрели в Японии широкие права: открытие морских портов Эдо, Кобе, Нагасаки, Ниигава и Йокогама для торговли, низкие таможенные пошлины, право на экстерриториальность своих консульств. Всё это вызвало глубокое недовольство части населения, которая отказалась от поддержки сёгуна и начала возлагать надежды на императора, который, по мнению недовольных, должен был изгнать европейских «варваров» с японской земли. Эти противники сёгуна, объединившиеся под лозунгом Сонно Дзёи («Да здравствует Император, долой варваров!»), были ответственны за многочисленные убийства иностранцев, особенно в начале 1860-х годов.

И - наконец - Открытие Японии спровоцировало экономический кризис. В мировой экономике в этот момент господствовала бивалютная золотостандартная система (стоимость валюты страны привязывалась к металлам, золоту и серебру). Соотношение золота к серебру в Японии было 1:5, тогда как на мировом рынке - 1:15. С открытием Японии на ее денежный рынок хлынул потом мексиканских серебряных долларов (дешевого серебра). При одновременном вывозе японских золотых рё, это привело к повышению цен на продукты питания. Иностранцы охотно скупали чай и шелк, но небольшие семейные предприятия не могли угнаться за спросом, что так же вызывало поднятие цен. Стоимость монеты за 1864-1865 год сократилась на треть.
Кроме того, вместе с иностранцами в Японию пришла холера. Количество ее жертв исчислялось сотнями тысяч.


Вот в этой обстановке и происходит наше празднование.

   

Шимабара

главная